Иногда наставнику кажется, что его труд напрасен. Он не может верно оценить эффективность обучения. Как это происходит?
Наставник преподал урок, ученики поняли тему и начали движение по пути роста. Наставник рад. Но через некоторое время он замечает, что ученики стали тормозить, ошибаться, возвращаться к старым сценариям поведения. Наставник опускает руки и унывает: все бестолку!
Надо понимать, что обучение происходит не по прямой: понял = > принял решение и освоил новое поведение, а по спирали: понял => делаю => ослабеваю, потому что старый навык так просто не уходит => нуждаюсь в напоминании («напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл» 2Пет.3:1) => получаю новый импульс и так до победы.
Вот почему нельзя останавливаться, опускать руки, унывать, когда не видим движения по прямой в себе и в учениках. Что нам необходимо для успеха в обучении? Напоминание и терпение. Плод появляется в стойком движении вперед. Не прямом, но стойком!
«А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк.8:15)
«А зерна, упавшие в добрую землю, это те, кто, услышав слово, сохраняют его в своем добром и отзывчивом сердце и благодаря стойкости приносят урожай» (совр.пер., РБО Лк.8:15)
Знайте этот секрет, реагируйте на спады учеников верно, ведите их по спирали к победе. Как тогда оценить эффективность обучения? Можно ли его как-то описать, чтобы уметь видеть — движемся мы к победе или нет? Ориентируйтесь на то, что спираль должна «закручиваться» вверх, а не вниз. И это должна быть спираль, а не замкнутый круг.