«Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение» (1 Коринфянам 3:7-9)
Бывает, наставник ведет занятия и понимает, что информация воспринимается слушателями искаженно. Каждый просеивает ее через личное восприятие и усваивает то, что близко, понятно или желательно ему. То есть слышит то, что хочет или может, а не то, что было сказано. Это похоже на историю Давида и пророка Нафана. Пока Нафан не сказал однозначно: «Ты тот человек!», Давид не слышал истинного смысла истории об овечке.
Бывает, информация и вовсе попадает не по адресу. Вот пример, который однажды довелось наблюдать в детском саду. Воспитательница рассаживает детей, чтобы читать с ними книгу. Все расселись, и только один шаловливый мальчик отказывается подчиняться. Он не садится на стульчик и огрызается. Воспитательница грозит (сразу скажем, что она мирской человек и не права в своих словах, но сейчас не об этом): «У меня есть волшебные краски. Вот сейчас возьму и покрашу твой бессовестный язык, и он навсегда останется чёрным!» Тихая девочка, которая первая послушно села на стульчик и ждёт чтения, после этих слов чуть в обморок от ужаса не упала. Сидит ни живая, ни мертвая, а шалуну хоть бы что!
О чем эта иллюстрация? Слова, предназначенные мальчику, отскочили от него. Он их даже не заметил. Но они попали в девочку и ранили ее совершенно напрасно. Так бывает и с нашими словами: мы пытаемся донести до учеников какую-то истину, но слова попадают не по адресу или истолковываются не так, как нужно. Те, для кого было сказано, даже не обратили внимания. А те, кому это вовсе не предназначалось, испугались, приуныли.
Ученики разные. Один понимает с полуслова, другому и нескольких повторений мало. Один поймет историю об овечке, а другому надо сказать: «Ты тот человек!» Об этом говорит и Библия: «На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов» (Притч.17:10). Трудно донести до каждого то, что предназначается именно ему, донести понятно, эффективно. Что же делать?
Принцип учебного диалога. Схема.
Мы должны помнить, что христианское обучение не лежит в горизонтальной плоскости: наставник – ученик. В учебном диалоге нас всегда трое. Присутствие Господа и Его руководство – ключ к результату. Давайте рассмотрим этот принцип на схеме.
Рисунок 1. Представьте участников диалога: наставник и ученик. Над ними всегда присутствует Бог, Который силен направлять диалог между людьми. Господь готовит наставника, посылает ему нужные мысли, примеры, формирует верное внутреннее состояние. Наставник в молитве ищет Божьего руководства и получает его.
Рисунок 2. В это же время по молитвам наставника и, возможно, самого ученика Господь готовит и ученика. Посылает ему ситуации, которые заставляют задуматься или задаться вопросами, побуждает к размышлению и поиску ответа, готовит внутреннее состояние ума и сердца к восприятию истин через наставника.
Рисунок 3. Наконец, наставник и ученик встречаются, подготовленные Господом к диалогу. Такой диалог имеет результат. Может быть, не такой, как ожидал наставник, но это тот диалог, который был подготовлен Господом и ведет к результату по воле Бога.
Если же наставник проигнорировал Божье руководство, положился на свои силы и мудрость, то диалог прошел только в горизонтальной плоскости, между людьми. У такого диалога мало шансов на успех в соответствии с Божьей волей. Божьего результата своими силами достичь невозможно, даже если диалог показался удачным.
Таким же образом наставник готовится и к занятиям с группой. Он молится, чтобы Господь подготовил его и каждого ученика, руководил занятием так, чтобы все истины попали по адресу, были восприняты верно и привели к Божьему результату. Через такие занятия прославляется Господь. Ученики и наставник видят удивительное действие, когда Бог соединяет людей в размышлениях, дает найти и уразуметь Божьи истины, делает ясной практику жизни.
Примеры из Писания
Давайте посмотрим на примеры Писания. В Библии много историй о таких подготовленных Богом диалогах, которые приводили к Божьему результату и славе Господа.
Прочтите 10 главу книги Деяний святых Апостолов. Бог вразумил Корнилия послать за Петром, чтобы Корнилий получил ответ на свои духовные искания. В это же время Бог подготовил Петра к проповеди язычникам. А затем состоялась встреча, которая привела к крещению дома Корнилия и славе Господа.
Прочтите 1 и 2 главы книги Неемии. Несколько дней Неемия был в печали, посте и молитве об Иерусалиме и иудеях, живущих там. Бог подготовил его к будущим ответам на вопросы царя. Бог воздействовал на царя, который неожиданно для Неемии обратился к нему. Неемия, хоть и испугался этой внезапности, уже был готов к диалогу и изложил царю план действий. Результатом диалога стало подготовленное путешествие Неемии в Иерусалим и слава Господу.
Прочтите 4 главу книги Исход. Бог готовит Моисея к возвращению в Египет и обещает, что Аарон выйдет ему навстречу и станет «устами Моисея». В это же время Бог готовит и Аарона к будущему поручению. Когда братья встречаются, то в согласии исполняют Божье дело. Это приводит к Божьему результату и славе Господа: «И поверил народ; и услышали, что Господь посетил сынов Израилевых и увидел страдание их, и преклонились они и поклонились».
При личном чтении Писания заметьте сами и другие подобные истории.
Пусть Господь благословит вас быть Его соработником
в преподавании и личных беседах с учениками!
Телеграм-канал школы
t.me/shkola_hristianina
- получайте анонсы статей и дополнительные материалы
- участвуйте в обсуждениях
- задавайте вопросы