В каждой группе Школы есть ученик, который обязательно задаст вопрос: что делать, если мне нечего записать в Дневник Тихого времени? Например, день прошел обыденно, ничего особенного не случилось, или я болел и лежал дома. О чем писать, если нет никаких событий?

Такой вопрос — отличная возможность показать ученику, что такого не бывает: ничего в жизни не произошло и писать не о чем. Мы все больше привыкаем ориентироваться на внешние события, разучиваемся «вникать в себя и в учение». Например, в современных фильмах больше событий и активности, чем размышлений, иначе зрителям скучно.

Конечно, наша жизнь в основном состоит рутины, в ней довольно мало ярких событий. Но это внешне. А внутренний человек, который все время обновляется? Ведь внутри нас жизнь кипит: мысли, эмоции, реакции… Исполнять цели жизни христианина, преображаться в характер Христа можно и лежа в болезни. Например, учиться терпению и благодарности, а не ропоту и унынию. Особенно, когда таблетка не помогла, и болезнь не отступает. Учиться упованию и доверию, когда внутри одолевают страхи и беспокойство. Учиться молитве и общению с Отцом, по-новому осмысливать истины Писания, размышляя о них, лежа под капельницей или в электричке по пути с работы домой.

Нечего записать в Дневник Тихого времени тому человеку, который весь день ни о чем не думает и ничего не чувствует. Это мертвый человек 🙂 Я, конечно, шучу. Но тут есть и доля истины. Дневник Тихого времени может помочь выявить духовную мертвость или нечувствительность. Живой христианин не может жить день за днем не обновляясь умом, не преображаясь в чертах характера, не борясь с неверными мыслями, чувствами, реакциями, словами и поступками, не облекаясь в бОльшую веру и упование. Ему всегда есть, что записать в Дневник. Исключением может быть лишь то время, когда христианин действительно не слишком мыслит и чувствует, например, лежит с высокой температурой или устал и восстанавливается после тяжелой поездки или каких-то стрессовых событий.

Воспринимайте такой вопрос от ученика как замечательную возможность для диагностики его христианской жизни и помощи в осмысленном следовании за Христом.