Раздел 11, дополнительный материал к теме о церковной дисциплине — обвинение на пресвитера. Этой темы нет в учебнике ФДЖ, но, возможно, именно в вашей группе она пригодится. Дальше будет длинно 🙂 наберитесь терпения 🙂

 

Почему обвинение на пресвитера особый и важный вопрос?

Жалобу на старейшин принимай только в том случае, если ее подтвердят два или три свидетеля (1Тим.5:19, РБО)

Пресвитер всегда совершает служение в зоне конфликта. Он обязан, в первую очередь, угождать не людям, а Богу. Пресвитер – не обслуживающий персонал, нанятый церковью. Он посланник Христа и от него требуется, чтобы он был верным рабом Христа.

У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Гал.1:10)

Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным (1Кор.4:1,2)

На основании Евангелия очевидно, что человек испорчен грехом и нуждается в освящении и исправлении. Вразумление от пресвитера не всегда принимается верующими охотно, поэтому конфликт с обличающим, запрещающим, вразумляющим и дисциплинирующим пресвитером неизбежен. Недовольство, обиды и обвинения – неизбежны.

Таким образом, пресвитер постоянно рискует быть обвиненным в чем-либо. И это обвинение может являться ложным, клеветой.

Клевета – одно из главных орудий дьявола (он клеветник). Служение пресвитера строится во многом на доверии ему как Божьему посланнику. Клевета – подрывает и разрушает это доверие, «сводя на нет» труд пресвитера, его служение Словом. Те, кто лишаются доверия к своим служителям, в конечном итоге становятся лёгкой добычей лжеучителей, греха. Лжеучителя как правило действуют на основании подрыва авторитета и доверия к служителям церкви.

Иосиф, Моисей, Давид, Иеремия, Неемия и наш Господь Иисус Христос – все страдали от ложных обвинений. Страдал от этого и Павел, и он подробно разбирает этот вопрос во Втором Послании к Коринфянам.

Итак, нести служение – это доверие. Оно основано на честности человека, его надёжности и постоянстве в чистоте его жизни. Если он может быть успешно обвинён и дискредитирован, то его служение будет разрушено. Поэтому церковь (члены церкви) должна обязательно уметь отличать сплетни и ложь от действительности и фактов. Церковь должна быть научена не всякому слуху верить. Тем более, что испорченная грехом старая природа – любит сплетни и пересуды.

Слова наушника — как лакомства, и они входят во внутренность чрева (Пр.18:8).

 

Что значит «принимать обвинение на пресвитера»?

Так как ложное обвинение являлось вполне реальной опасностью, Павел наставляет Тимофея, как относиться к голословным утверждениям, направленным против пресвитеров. Отметим несколько акцентов

Защита пресвитеров от ложных обвинений.

Жалобу (обвинение) на старейшин принимай только в том случае, если ее подтвердят два или три свидетеля (1Тим.5:19, РБО)

1. Необоснованные утверждения нужно просто отбрасывать.

Принимай – означает «принимать во внимание» или «обдумывать в уме». Такие голословные утверждения нужно не исследовать, а игнорировать. Один из лучших способов защиты себя от таких влияний – это пропускать голословные замечания мимо ушей, не позволять им застревать в разуме и сердце.

Обвинение – перевод сложносоставного слова, означающего «публичное обвинение». Такое публичное обвинение не должно приниматься во внимание без подтверждения 2-3 свидетелями.

Если нет свидетелей – это клевета, которую нельзя принимать к сведению, т.к. она повлияет на отношение к пресвитеру и вовлечет в грех пред Богом — участие в поношении.

Кто-то рассказывает про служителя негатив, следует прервать рассказ и объяснить рассказчику всю серьезность вопроса. Такие рассказы противоречат Слову. Если пастор согрешил – иди и обличи его, а не обсуждай по углам. Если ты обсуждал – иди к тем, с кем обсуждал, и вместе идите к пастору.

Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? (Иак.4:11,12)

Любое обсуждение с нечистыми мотивами и недоброжелательностью обязательно выльется в злословие и осуждение.

2. Принимать обвинение только при соблюдении библейских условий

Павел приводит условия, при которых обвинение против пресвитера следует принимать серьёзно. Церковь должна делать это не иначе, как при двух или трех свидетелях. Обвинение всё равно может оказаться ложным, потому что люди могут сговориться и лжесвидетельствовать; но правило апостола касается только первой стадии суда, когда обвинение принято и его нужно выслушать, чтобы исследовать. Наличие двух или трех свидетелей имело целью обеспечить подтверждение.

Недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении, и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится дело (Втр.19:15)

Соблюдение этих условий призвано поставить пресвитеров не вне обвинения вообще, а вне незаконного обвинения. Пресвитеры никогда не должны находиться во власти легкомысленных, порочных обвинителей.

Осуществлять нападки на человека, находящегося у власти, очень серьёзное дело.

После того, как Давид отрезал часть одеяния Саула, «больно стало сердцу Давида, что он отрезал край от одежды Саула» (1Цар.24:5). Амаликитянин, который надеялся снискать расположение Давида, объявив, что убил Саула, вместо этого был казнён (2Цар.1:1-16). Пс.104:15 предупреждает: «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла». Те, кто ложно обвиняют Божьих служителей, идут против Бога, поставившего их на служение.

Как поступать по Писанию в случае, когда обвинение пресвитера справедливо? Слово Божие говорит и об этом. Пресвитеры не являются неприкасаемыми. Как действовать по-библейски рассмотрим в следующей статье. Статья выйдет 5 февраля.