Раздел 11, дополнительный материал к теме о церковной дисциплине. Продолжение темы обвинения на пресвитера — обличение согрешающих пресвитеров. Рассмотрим, как обличать согрешающих пресвитеров, если обвинение оказалось истинным.
Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели. Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию (1Тим.5:20–21)
Пресвитеры должны быть защищены от ложных обвинений, но они не должны освобождаться от справедливых обвинений. Согрешающие пресвитеры должны отвечать за последствия. Не согрешившие, а согрешающие, то есть продолжающие оставаться в грехе.
Согласно Мтф.18:15-17 Тимофей, к которому поступает обвинение на пресвитера, находится на 3-м этапе исправления согрешившего (согласно церковной дисциплины — это этап «скажи церкви»).
Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мтф.18:15-17)
Дело дошло до публичного обвинения в церкви. Если оно оказывается справедливым, то пресвитера публично обличают пред всеми, то есть пред церковью. Он не является неприкасаемым, грехи которого необходимо умалчивать, чтобы оказать уважение к его служению.
Грехи человека, занимающего руководящее положение, более опасны, и наказание должно быть более суровым (ср. Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению Иак.3:1), потому что на пресвитере бóльшая ответственность. Он должен быть обличён публично, чтобы никто не думал, что «начальству всегда все сходит с рук».
Но это так же не означает, что пресвитер не защищён, как и любой член церкви. Другими словами, если он кается на первых этапах и оставляет грех, его грехи не должны становиться достоянием общественности.
Конечно, если доходит до серьёзных грехов: блуд, воровство, убийство, наркомания-пьянство, ересь – то он не просто должен быть обличён пред церковью, но и снят со служения, потому что пресвитер должен быть непорочен. Отстранение может быть до полного исправления и плодов покаяния. Любой грех имеет причину и исправление подразумевает выявление и устранение причины приведшей к этому греху.
Таким образом, служение – это обоюдоострый меч. Тех, кто несёт служение верно, следует почитать и защищать, а тех, кто грешит, – публично обличать и снимать.
Обличение согрешающего пресвитера требует мужества
Чтобы обличить согрешающего пресвитера публично, требуется большое мужество. Чтобы Тимофей не испытывал искушения уклониться от этой обязанности, Павел в 21 стихе повелевает ему:
«Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию».
Павел напоминает Тимофею, что Бог Отец, Иисус Христос и избранные Ангелы наблюдают за всем. Именно их следует бояться, а не реакции людей. Бог озабочен чистотой церкви. Церковь, которая терпимо относится к согрешающим пресвитерам, чтобы защитить свою репутацию на земле, потеряет её на небесах.
Церковь должна относиться к согрешающим пресвитерам без предубеждения, ничего не делая по пристрастию. Справедливость и непредвзятость – главные качества судей. Ни к кому нельзя относиться предпочтительно. Обличать согрешающих пресвитеров следует честно и прямо. Не должны предприниматься усилия, чтобы защитить любимчиков или тех, кому симпатизируют. Те, кто выполняет обличение, должны относиться к происходящему с сожалением, а не с позиции самоправедности и превосходства.
Обличать согрешающих пресвитеров нелегко. Однако, Бог требует этого, потому что в церкви должна поддерживаться святость. Перед каждой церковью встаёт вопрос: что её больше интересует, своя репутация или Божья святость?